Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы родителям

Советы родителям: как стать успешным родителем

  • Принимать детей такими, какими они есть, с их особенностями, достоинствами и недостатками.
  • В ежедневном общении чаще повторять ребенку, что мы его любим, демонстрировать это (контакт глаз, прикосновение и т.д.).
  • Не стремиться опекать ребенка по мелочам, давать советы и рекомендации по незначительным  проблемам. Позволять ему чувствовать себя свободным, самостоятельным.
  •  Объединяться с ребенком для преодоления трудностей, подчеркивая его право на принятие решений, связанных с организацией его жизни.
  •  Чаще создавать дома ситуации для разговора по душам, чтобы ребенок мог рассказать о своих проблемах.
  •  В сложной для детей ситуации не усугублять ее своими окриками, нравоучениями. Лучше задать себе вопрос: «Чем я могу помочь своему ребенку?»
  •  Не наказывать детей в присутствии посторонних людей, что унижает их достоинство, а боль и обида остаются надолго.
  •  Не стараться сделать своего ребенка похожим на себя.
  •  Он имеет право быть другим человеком, со своими желаниями, стремлениями и т.п.
  •  Не применять наказание в состоянии возбуждения. Помнить, что дети понимают несправедливость наказания и очень огорчаются.
  •  Предъявлять ребенку четкие требования, разъяснять их, терпеливо повторять их при необходимости.
  • Хвалить детей за каждый хороший поступок, даже если он кажется незначительным. Это придает им уверенность в своих действиях, формирует чувство взаимоуважения.
  •  Защищать позицию ребенка, когда ущемляется его достоинство.
  • Не применять физические наказания, особенно если ребенок испортил какую-либо вещь (куртку, брюки и т.д.). Он будет бережнее относиться к вещам, если ему будет объяснено в вежливой и спокойной форме, каких трудов стоит семье, чтобы эту вещь приобрести.

 

Если дети лгут. Советы родителям.

  • Не следует держать ребенка в ежовых рукавицах. Он, возможно, будет лгать, чтобы обезопасить себя в трудных ситуациях.
  •  Изучить окружение сверстников ребенка и стремиться уводить его (включать в интересную деятельность, досуг в кругу семьи и т.п.).
  •  Следует помочь осознать ребенку, что на ошибках учатся, и не надо страдать - при желании многое можно исправить и не надо будет прикрываться ложью.
  •  Необходимо делиться с детьми своими трудностями, а не поучать, показывать, что родители любят его независимо от недостатков.
  •  Всегда похвалить ребенка, если он признался в содеянном (соврал), восхититься («Радуюсь за тебя, что поступаешь мужественно»).
  •  Дети должны знать, что семья – это их «крепость», где они могут найти уют, защиту, заботу.
  •  Родителям в общении с ребенком необходимо:

меньше осуждать, критиковать детей вслух, обдумывать каждое сказанное слово;

не провоцировать на ложь («Ты сделал..», лучше сказать»Я чувствую (заметила), что ты …» и т.п.);

быть откровенным, зная о том, что  ребенок лжет («Я сомневаюсь ..»);

оставить за ребенком право промолчать, если он не готов объясниться, не загонять его «в угол», дать время на раздумывание («Не нервничай, подумай, тогда поговорим..»,  «Все мы грешны…» и т.п.);

недопустимо обзывать ребенка лгуном, лжецом и т.п.

  • Только вместе с семьей и при ее поддержке можно справиться с присущим некоторым детям негативным качествам – ложью;
  •  В отягчающих обстоятельствах (пристрастие к алкоголю, наркотикам, воровству и т.п.) родителям целесообразно обратиться к специалистам (наркологам, психологам, психотерапевтам).

 

Советы при работе с  агрессивными  детьми:

  • При  взаимодействии с агрессивным ребенком необходимо сдерживать его агрессивные порывы  непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрушкой или каким-либо интересным делом, занятием и т.п.).
  • Если акт агрессии предупредить не удалось, следует показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо (поговорить по душам, успокоить и т. п.).
  •  В случае разрушительной агрессии следует кратко, но однозначно выражать свое недовольство подобным поведением.
  • Нельзя разговаривать с агрессивным ребенком повышенным тоном, лучше использовать спокойную, плавную речь.
  • Агрессивные проявления у детей следует снимать с помощью динамичных упражнений, используя коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.
  •  Важно научит ребенка принимать позицию другого человека, чтобы он почувствовал и осознал переживания своей «жертвы».
  • Работая с агрессивными детьми, следует понимать: конечная цель преодоления агрессивности- показать им, что есть иные, намного более приемлемые, способы проявления силы и привлечения внимания.

 

Проблемы воровства. Советы родителям:

  • разобраться в причинах, узнать, что послужило первоначальным поводом своровать;
  • не следует ругать ребенка, а необходимо довести до его сознания, что чужое брать недопустимо («Представь ситуацию, что у тебя своровали что-то. Как будешь себя чувствовать» и др.).
  • дать понять, что подобные действия ребенка неприятны родителям («Я очень огорчена»);
  •  бесполезно спрашивать: «Зачем ты это сделал», вряд ли он объяснит истинные мотивы своего поступка, что может привести ко лжи;
  • подчеркивать, что родители ждут от него доверия («Жаль, что ты ничего не сказал, когда тебе нужны были деньги. В следующий раз обязательно скажи мне»);
  • не обзывать ребенка вором, предсказывать его дальнейшую жизнь, не истерить по этому поводу: разговоры следует завершать мирно;
  • важно демонстрировать свою любовь к детям, чтобы они знали, верили - родители не допустят дальнейшего воровства;
  • в трудные для детей моменты проводить с ними больше времени, отвлекать совместными делами (труд, учеба, игра и т.д.);
  • родители сами должны показывать пример в том, что брать чужого нельзя;
  •  детям необходимо давать карманные деньги, но расходовать их надо учить экономно и незаметно контролировать на что они потрачены.

 

Гиперактивный ребенок

  • Предоставляйте ребенку возможность для расходования энергии. С этой целью используйте ежедневные физические упражнения, игры на свежем воздухе, прогулки и т.п., не забывая о переутомление, которое приводит к снижению у детей самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Больше задействуйте для работы первую половину дня, уменьшая нагрузку во второй; выполняйте правило: ребенок должен всегда высыпаться.
  • Поддерживайте четкий распорядок жизнедеятельности семьи, особенно режим дня ребенка (прием пищи, выполнение домашних занятий, прогулки и т.п.).
  • Исключите в общении с ребенком резкий тон- ему на пользу сдержанный, спокойный диалог; избегайте мест, где собирается большое количество людей – это может оказать на гиперактивного ребенка стимулирующее влияние.
  • Включайте детей в различные виды деятельности (игра, труд, познание), стимулируя их интерес своим участием.
  •  Предоставьте ребенку отдельную комнату, при невозможности – удовлетворите его потребность в собственном тихом уголке, где все (стол, игрушки, книги и т.п.) будет принадлежать только ему, но предметов должно быть минимальное количество, чтобы не отвлекали от основных занятий.
  •  Позаботьтесь о спортивном уголке (в квартире, во дворе, дома).
  •  Не требуйте от ребенка высоких отметок по всем предметам, достаточно, если он имеет таковые по двум-трем основным предметам.
  • Никогда не сравнивайте гиперактивного ребенка с другими детьми, особенно с его братьями и сестрами, что может вызвать у него лишь неприязнь к ним, раздражительность.
  • Обратитесь к специалистам, если гиперактивность вашего ребенка достигла высокого уровня (повышенная возбудимость, постоянная раздражительность, двигательная расторможенность, синдром дефицита внимания и др.).
  •  Не перекладывайте коррекцию гиперактивности ребенка только на профессионалов, большая роль в адаптации  его к социуму принадлежит именно семье, особенно родителям.

 

Если ребенок грубит. Что делать?

  • Не удивляться и не возмущаться: детская грубость – это явление, распространенное в современной социокультурной ситуации, что обусловлено рядом факторов, один из которых – мы, взрослые, наша жизнедеятельность, которая стимулирует, как правило, ребенка на нарушения стандартизированных норм поведения.

 

  •  Необходимо вовремя заметить грубость ребенка к людям и приостановить.

 

  •  Особое внимание важно обратить на причину. Иногда родителями не обращается внимание на стремление ребенка к своеобразной интонационной манере выражаться (громко и напористо, порой с применением невербальных средств – мимики, телодвижений и т.п.), но это уже одна из предпосылок грубого поведения.

 

  •  Проанализировать, для кого в семье характерен своеобразный «интонационный ряд» слов в окружении близких, и попытаться договориться на семейном совете старших обращать внимание на культуру речи.

 

  •  Помнить, что словесной грубости (агрессии) предшествует агрессивный тон и грубые детские слова – это уже результат данного тона в общении.

 

  •  Важно всегда останавливать ребенка на уровне невежливой интонации (не выполнять его просьбы, но не морализировать, не говорить много лишних слов – алгоритм общения необходимо выполнять четко).

 

  •  Если ребенок продолжает употреблять грубые слова, то просьбу, требование следует не выполнять (нагрубил- ему не будет хуже, пусть задумается над этим), стоять на своем.

 

  •  Внимательно изучать окружение (члены семьи, сверстники, какие мультфильмы и фильмы смотрит и т.п.), при необходимости минимизировать общение детей в среде, провоцирующей грубость.

 

Рекомендации для родителей трудновоспитуемых детей:

  • установить контакт с ребенком;
  • осознать свою тревогу;
  • стремиться решать проблему совместно с ребенком;
  • показать ребенку позитивное поведение и создавать условия для его реализации;
  • вовремя замечать проблемы в поведении детей, что проще исправлять;
  •  иногда можно применять санкции по отношению к ребенку;
  •  быть последовательным в своих требованиях;
  •  поощрять ребенка за малейшие успехи, радоваться вместе с ним.

 

Кризис 6-7 лет. Что надо делать:

  • упрямится, капризничает, спорит по любому поводу – следует включать его в интересные дела, занятия, где он сможет выразить свою самостоятельность, потребность быть взрослее; когда ребенок успокоится, сказать ему, в чем родители с ним согласны (не согласны), похвалить за успехи в делах;
  •  раздражен, не успокаивается – значит, он устал, говорить надо поласковее, оставить на время в покое, не реагировать на истерики, попытаться отвлечь любимой едой и т.п., а когда успокоиться, обратить внимание на то, что он огорчил родителей и больше подобное не должно повторяться;
  •  проявляет вертлявость, манерничание и т.п. – значит он требует к себе внимание взрослых, в данном случае следует быть доброжелательнее, заняться совместным делом, перед сном поговорить или почитать сказку, похвалить за хорошие поступки дня;
  •  не выполняет требований, противоречит старшим – упреками дело не исправишь, надо выразить искреннее огорчение («Я не ожидала, что ты так поступишь»), полезно создание таких ситуаций, когда хорошо вести себя для ребенка станет целью хотя бы на определенный промежуток времени («Час послушания», «Час вежливости» и др.), так как весь день выдержать у него не получается; подобные положительные моменты в жизнедеятельности ребенка надо взять за основу, чтобы его лишний раз похвалить;
  •  не мотивирован к учебной деятельности – желательно побольше играть с ним в интеллектуальные игры, хвалить за стремление в игре побольше узнать, знакомить с интересными фактами; предлагать задания на развитие воображения, фантазии (посредством прочтения сказки, вылепливания чего-либо из пластилина, работы с конструктором и т.п.);
  • не любит посещать школу – говорить о ней только хорошее, находить для обсуждения  интересные факты из школьной жизни, убеждать в том, что учеба, как и работа родителей, - серьёзный труд; чаще включать в домашний труд и объяснять его полезность, сравнивая с учебой (в будущем стать врачом, инженером, летчиком и т.п.); самые незначительные успехи замечать, одобрять в кругу семьи, выражать уверенность в дальнейших достижениях, обязательно консультироваться с педагогом и договариваться о совместных действиях по отношению к ребенку.

Разделы сайта