Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Секреты запоминания

14 секретов запоминания

  1. Люди отличаются друг от друга не только внешними чертами, характером, поведением, но и индивидуальными особенностями памяти. Одни легко запоминают и прочно удерживают в памяти факты, события, другие запоминают внутреннюю связь явлений и событий. Отличается у нас и способ восприятия информации. Кто-то легче запоминает услышанное (аудиалы), а кто-то увиденное (визуалы). 
    Чтобы определить, кто вы – аудиал или визуал, выполните следующее упражнение. Вспомните обыкновенный телефон. Что первым приходит на ум – его звонок или цвет (форма)? Если вначале вспомнился звук, то вы легко и быстрее запоминаете на слух. Если цвет (форму), то вам легче запомнить увиденное. Но в любом случае оптимальному запоминанию содействует совместное участие нескольких органов чувств. Поэтому лучше всего видеть перед собой текст и одновременно «озвучить» его – читать вслух, проговаривать то, что нужно запомнить.
  2. Процесс запоминания ускоряется, если информация понятна и систематизирована. Поэтому целесообразнее потратить время на то, чтобы понять материал, чем на механическое зазубривание. Понимание материала достигается при осмысливании и сопоставлении новой информации с известной: сначала нужно понять общий смысл, затем выделить и запомнить главные смысловые фрагменты и, наконец, проанализировать отдельные детали.
  3. Если материал большой по объёму, то его следует разбить по смыслу, выделить смысловые опорные пункты. Для этого вначале нужно прочесть весь материал и осмыслить его. Чтобы связать между собой смысловые части, надо выделить опорное слово, от которого потом будет легче оттолкнуться для раскрытия содержания всей части.
  4. Большое значение для успешного усвоения знаний имеют максимальная концентрация внимания, напряжение умственных сил.
  5. Сознание необходимости, важности запоминаемой информации и связанная с этим ответственность значительно улучшает запоминание. Эффективной будут сознательная установка на длительное запоминание, постановка цели: запомнить навсегда.
  6. При заучивании любого материала полезно выполнять какие-либо активные действия: записывать самое главное, читать текст вслух, и т.д.
  7. Даже если всё выучено, лучше повторить материал. Полезно рассказать текст вслух, а потом свериться с учебником. И если есть проблемы в теме, материал необходимо подучить.
  8. Огромную роль в закреплении следов памяти играют эмоции, которые возникают на основе интереса. Поэтому необходимо создать интерес к изучаемому материалу.
  9. Повторение – мать учения, говорят в народе. Безусловно, изученный материал необходимо повторять. Первый раз лучше всего повторить изученное либо через 10-30 минут после окончания занятия (не раньше) или сразу после перерыва в занятиях. Причём совершенно не обязательно всё прочитывать – достаточно просто просмотреть материал. Второй раз желательно повторить учебный материал перед сном.
  10. Перерывы необходимы. Повтор без перерыва в 10-30 минут, приводит к перегрузке кратковременной памяти, и информация с большим трудом предаётся в долговременную память. А ведь именно долговременное хранение информации нам необходимо!
  11. Во время перерыва желательно проявлять физическую активность – то есть отдыхать не сидя или лёжа, а прогуляться хотя бы по квартире, поупражняться и т.д. а после перерыва сделать первый повтор.
  12. Предметы необходимо чередовать. Например: математика – литература – физика - география…
  13. Оптимальный график работы с информацией выглядит так: 
    30 минут занятий – 10 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 15 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 15 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 10 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 60 минут перерыва.
  14. Придя на экзамен, будьте твёрдо уверены: ВЫ ЗНАЕТЕ! Займите своё место и сосчитайте до 10, затем 7 раз сделайте быстрый вдох и очень медленный выдох. Потом спокойно пишите опорные слова.

Удачи Вам!

Методика повторения.

Ниже приведенным способом можно повторять уже изученный и усвоенный ранее материал. В предложенном режиме принципиально новый материал, еще не систематизированный, лучше не повторять.

Процесс повторения необходимо производить строго в соответствии с предложенными рекомендациями.

Первое повторение: сразу по окончании чтения.

Второе повторение: через 20 минут после предыдущего.

Третье повторение: через 8 часов.

Четвертое повторение: через сутки (лучше перед сном).

Как за четыре дня подготовиться к экзамену (метод О. Андреева)

День первый. Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу.

День второй. Утром, прочи­тав последние разделы учебника, сразу же приступайте к повторению.

Повторение — это ответы на вопросы экзаменационных билетов. К исходному тек­сту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2-3 минут. За­кончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим.

К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном.

День третий. Утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закон­чили к 15 часам. Отдыхайте до 15 часов следующего дня.

День четвертый. В 15 часов присту­пайте к последнему повторению. Закон­чить его целесообразно к 22 часам и сра­зу же лечь спать.

 

Психологические предпосылки успешного запоминания.

1. Вы запоминаете лучше то, что вы понимаете. Не учите ничего механически на память. Попытайтесь изучаемое понять и найти собственные формулировки и обобщения.

2. Вы запоминаете лучше, если изучаете что-то чаще, но в меньших дозах. Лучше ли каждый день учиться 30 минут, чем в день подряд 8 часов. Вы учитесь успешней, если не позже, чем через день, повторяете материал и затем с удвоенными интервалами повторяете так долго, пока не сможете достаточно удовлетворительно воспроизвести его.

3. Вы усваиваете быстрее изучаемый материал, если постоянно проговариваете его вслух.

4. Вы запоминаете что-то лучше, если повторяете это как нечто целое, чем когда раскладываете на части и каждую часть усваиваете отдельно.

5. Позитивная установка стимулирует запоминание. Вы можете усилить веру в свою память, если будете постоянно говорить: "С каждым днем я вспоминаю все лучше и лучше".

6. Высокая мотивация обучения оказывает очень большое влияние на память. Если вы интересуетесь тем, что изучаете, то вы запоминаете значительно лучше.

7. Вы усваиваете быстрее и долго сохраняете материал, если регулярно делаете маленькие перерывы.

Разделы сайта