Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Памятка по подготовке к экзаменам

 

Рекомендация 1.

За предыдущие годы учёбы у вас уже накопился опыт подготовки и сдачи экзаменов. Не нарушайте его и сейчас.

Рекомендация 2.

Чтобы эффективно использовать время на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в сутки. Исходя из этого, определите общий фонд времени в часах, из которого вычтите резервы на непредвиденные трудности (к примеру, процентов 10). Оставшееся  время распределите на проработку и повторение материала. Через некоторое время проверьте правильность вашего планирования. Может оказаться, что темп занятий оказался не тем, появились неучтённые потери времени или его запас. Внесите поправки.

Рекомендация 3.

Заставлять себя просыпаться пораньше и посвящать утренние часы учёбе. Лучше всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 часов и с 14 до 17 – 18 часов. Утреннее время лучше использовать на самые сложные дела. Исключение делается только для закоренелых и неисправимых «сов» - они достигают наибольших успехов поздно вечером и ночью.

Рекомендация 4.

Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но это не значит прочитать его многократно. Каждое повторение должно отличаться:

ü  первый просмотр материала – общая ориентировка;

ü  выявление основных идей текста и их взаимосвязи;

ü  повторение наиболее существенных факторов;

ü  составление плана вопросов и дальнейшее повторение уже по нему;

Таким образом, каждый раз повторяется всё меньшая часть материала.

Рекомендация 5.

Подход, при котором «на счастье» тщательно изучается лишь часть вопросов, а остальным не уделяется внимание, ни в коем случае нельзя считать эффективным. Вероятность выигрыша ничтожна мала. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один ответ из ста, обязательно попадётся именно он. А потому даже при острейшем дефиците времени по каждому вопросу нужно знать его основные положения и понятия.

Рекомендация 6.

Подготовьте себя морально к необходимости запоминания важного для вас материала. Известен педагогический эксперимент, когда 12 студентам было предложено выучить наизусть большое стихотворное произведение, а тринадцатому – принять у них зачёт. После зачёта тринадцатого попросили рассказать текст, который он прослушал дюжину раз. И он не смог этого сделать! У него не было установки на запоминание. Внушите себе необходимость усвоения материала, и эта установка сократит время на запоминание.

Рекомендация 7.

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться  о поддержании своей работоспособности. Поэтому надо не уменьшать, а увеличивать приблизительно на 1 час сон по сравнению с обычной продолжительностью. Когда вы не выспались, на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени. Попробуйте так называемый дробный сон, т.е. ¾ обычного времени для сна использовать ночью, а ¼ - днём. Благодаря этому появляются как бы два «утра» и увеличивается продолжительность эффективной работы.

Рекомендация 8.

Желательно утром, до начала подготовки, и в середине дня по 30-40 минут бывать на свежем воздухе. Прекрасно, если вы пробежитесь при этом. Используйте регулярные физкультурные минутки. Тем более когда-то надо начинать заботиться о своём здоровье. Если последовать этим советам, то время высокой работоспособности растягивается до 12-13 часов.                                                 

Рекомендация 9.

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Это достижимо с помощью …еды. Дело в том, что хотя мозг человека и  составляет всего 2-3 процента от общей массы тела, он очень любит покушать.

Представьте себе, что 20 % калорий, потребляемых нами в день, «съедает» именно он. Соответственно рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию. Лучшему запоминанию, например, способствует морковь (она участвует в процессе обновления клеток мозга). Перед тем как начать что-либо учить, съешьте тарелочку тертой моркови с растительным маслом. От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук. Половина луковицы в день – и никакой усталости! Орехи – старое испытанное средство в тех случаях, когда требуется выносливость (они укрепляют нервы). Острый перец, клубника и бананы помогут снять стресс и улучшить настроение. А от нервозности вас избавит капуста – ешьте её перед экзаменами и будете спокойны.

Ничто так не освежает ваши знания и вас самих, как лимон. Идеальный продукт  для того, чтобы перекусить между длительными занятиями, - черника. Она улучшает кровоснабжение мозга. Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба. На смену знаменитому рыбьему жиру пришли менее противные на вкус капсулы. Их можно купить в аптеке, а глотать рекомендуется в стрессовых ситуациях, в частности перед экзаменами. Но сахар для повышения работоспособности не ешьте: это не поможет. Чистый сахар быстро попадает в кровь и проясняет голову, но уже через 10 минут вы снова почувствуете себя усталым и разбитым. Намного лучше вместо чистого сахара есть продукты, в которых он находится в сложных соединениях, - хлеб грубого помола, орехи, рис или сухофрукты. Они дольше расщепляются – вы вновь почувствуете себя бодрым и свежим, только через 15 минут, зато эффект останется часа на три – четыре. Кроме того, стимулировать работу мозга помогает пища, богатая белками, - мясо и рыба. Есть нужно часто, но понемногу, иначе ваш объевшийся организм откажется заниматься и заляжет с пультом перед телевизором. И, наконец, непосредственно собираясь утром на экзамен, позавтракайте запеченной рыбой и чашкой кофе с шоколадкой вприкуску.

Рекомендация 10.

При запоминании «активное» повторение эффективнее пассивного, т.е. после прочтения материала его целесообразно пересказать по памяти. Если какой-то аспект материала не удаётся вспомнить в течение трёх минут, то именно его можно подсмотреть, а затем продолжать вспоминать дальше. Более эффективно один раз прочитать и несколько раз повторить по памяти, чем наоборот. Повторяйте материал каждый раз по-новому:

ü  подробный пересказ с деталями;

ü  вспоминаете лишь план текста;

ü  вспоминает лишь основные положения и формулировки.

Рекомендации 11.

Использование приёмов логического, осмысленного запоминания в несколько раз повышает его эффективность. Особенно действенным при запоминании текста является составление его плана. В этом случае вы не только осваиваете основные аспекты содержания, но и логическую связь отдельных частей текста.

Рекомендация 12.

Наблюдая за собой, выясните свой ведущий тип памяти, т.е. как вам легче запомнить информацию – если вы её видите, слышите или записываете? Исходя из этого, в дальнейшем постарайтесь так организовать свою работу, чтобы использовался ведущий тип памяти.

Рекомендация 13.

При хорошей зрительной памяти быстро и чётко запоминаются рисунки, расположение информации на странице, цвет и т. д. Выделяйте отдельные места записей, обводя их рамками, делая значки, подчёркивая, меняя шрифт, представляя зрительно отдельные части текста.

Рекомендация 14.

При хорошей звуковой памяти лучше запоминается звучащая речь. Запоминаемый текст читайте вслух, выделяя интонацией, тембром голоса отдельные места, рассуждаёте вслух, слушаете записанный текст.

Рекомендация 15.

В случае выраженной памяти на движения, моторной памяти используйте повторную сокращённую запись запоминаемого материала, например, выводов, основных положений текста, рисование таблиц, графиков, схем.

Рекомендация 16.

Но, используя ведущий тип памяти, позаботьтесь и о развитии отстающих, так как многие виды профессиональной деятельности могут потребовать и их. К тому же одновременное использование несколько видов памяти улучшает запоминание.

Рекомендация 17.

Повторив какой-то раздел, не приступайте сразу же к изучению нового. Дайте усвоенному «отстояться», чтобы последующая информация не давила на предыдущую. А заодно и себя наградите отдыхом. Перерыв рекомендуется делать через каждые 60-90 минут занятий.

Рекомендация 18.

Определите, как вам лучше заниматься: в компании или в одиночку. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. При занятиях в компании многое зависит от того, кто в неё входит и не слишком ли много времени тратится на пустую болтовню. Здесь вы можете быстро получить консультацию по непонятному вопросу и, в свою очередь, разъясняя что-то другим, лучше понять материал и научиться объяснять его, повысить свою уверенность в знании предмета. В ходе объяснения вы можете использовать все виды памяти – зрительную, звуковую и моторную. Используя звуковую память, учтите, когда вы лучше запоминаете – говоря или слушая, и соответственно выбирайте роль рассказчика или слушателя.

Рекомендация 19.

При крепкой моторной памяти и привычке к самостоятельной работе лучше основное время затратить на занятия в одиночку, составляя для себя тезисы, конспекты и миниатюрные «шпаргалки». Не вздумайте воспользоваться шпаргалкой на экзамене, но при подготовке к нему зрительная и моторная память поможет сжато изложить весь материал весь материал и увидеть его целиком, в связи с другими темами. Безусловно, шпаргалки полезны. В процессе их приготовления материал усваивается как под гипнозом. Работают все виды памяти. Поэтому, если у вас на плечах светлая голова, качественно сделанная шпаргалка может и не понадобиться. К вашему удивлению, всё отложиться в голове само собой. Не зная материал, написать шпаргалку невозможно, волей-неволей вам всё-таки придётся рыться в учебниках и конспектах. А это уже прекрасно! Замечено давно, что люди умеющие писать прекрасные шпаргалки, с легкостью справляются с написанием рефератов, дипломов и курсовых.

Рекомендация 20.

Не пытайтесь выучить всё наизусть. Это невозможно. Вы должны понять суть  и подход при поиске решения.

Рекомендация 21.

Перед экзаменом всегда проводится инструктаж по технике безопасности, иначе говоря, консультация. Максимальную пользу от консультации вы получите, если придёте на неё с собственными конкретными вопросами, а не будете надеяться услышать только ответы на вопросы других. Залатывайте свои «дыры».

Рекомендация 22.

Относитесь к экзамену не как к вызову в суд по обвинению в государственной измене, а как к решению одной из нормальных жизненных задач, которых в дальнейшем будет достаточно много и ещё более сложных. Многие считают, что экзамен – это самое страшное, что предстоит пережить. Это не так. Никто не будет бить вас, ругать. Возьмите себя в руки и успокойтесь.

Рекомендация 23.

Перед экзаменом, если есть такая возможность, побывайте в аудитории, где он будет проходить, и «обживите» её. Примерьте, как будут располагаться нужные вам вещи, удобно ли будет ими пользоваться. Будьте в аудитории как у себя дома, а не отыскивайте её за пять минут до начала экзамена.

Рекомендация 24.

Приходите на экзамен за 10-15 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже не надо – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом, идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о «диких требованиях» экзаменаторов. Во-первых, «никто так не врёт, как очевидцы», а, во-вторых, сделать всё равно уже ничего нельзя, и для мышки самый страшный зверь – кот.

Рекомендация 25.

Не пытайтесь пронести на экзамен шпаргалку и затем воспользоваться ею. Самые ленивые приходят на экзамен с учебником, и  заканчивается это, как правило, весьма плачевно.

Рекомендация 26.

Подготовку к ответу начинайте с того вопроса, который вы помните лучше других, но, готовясь к нему, на отдельных листочках кратко записывайте и те аспекты, что всплывают в памяти по другому вопросу.

Рекомендация 27.

При первом взгляде на билет нередко возникает ощущение «ничего не помню». Не впадайте в панику – просто вашей памяти требуется некоторое время на поиск нужной информации. Начинайте вспоминать с главной идеи вопроса, наиболее важной его части, подходите к нему с разных сторон, пытаясь вспомнить рисунки, примеры и т. д. Если и это помогает плохо, припомните, как именно вы изучали данный вопрос, что при этом происходило. Отрывочную информацию, которая всплывает при этом, фиксируйте на листочке. Главное – успокойтесь и планомерно выискивать «зацепку». Пытайтесь вспомнить составлявшийся вами план при подготовке ответа, схемы, которые вы изображали, логику изложения. Набросайте на листе примерную схему раскрытия вопроса с большими интервалами между пунктами, в них постепенно вписывайте более мелкие подпункты, раскрывающие вопрос.

Рекомендация 28.

Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составить план ответа, за оставшееся время подумать, что и как будете рассказывать. На экзамене, как и при всяком другом выступлении, неприятное впечатление вызывает чтение текста по бумажке. Так и хочется узнать: «А знает ли что-нибудь, кроме написанного?». За таким сомнением  экзаменатора тут же следует дополнительный вопрос.

Рекомендация 29.

Когда вы чувствуете, что по вопросу пока больше ничего добавить не можете, спокойно переходите к следующему, периодически возвращаясь к первому, добавляя информацию, которая вспомнилась позже. Иногда вспомнить забытое помогает слушание ответов товарищей и реплик преподавателя.

Рекомендация 30.

Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя. Если он весёлый, больше улыбайся, не делая при этом глупого лица. Если преподаватель мрачен, делай соответствующий вид и ты. Попытайся заполучить экзаменатора в союзники. Всё – от приветствия и внимательного выслушивания его замечаний – должно говорить о том, что эти мгновения – самые лучшие в твоей жизни. Кстати, о замечаниях и дополнениях. Всё, что тебе сказано, должно укладываться в формулу «абсолютно с вами согласен!».

Рекомендация 31.

На ответ обычно отводится не более 20 минут. Поэтому постарайтесь в первую очередь выделить и сформулировать самое главное, то, что важно для понимания материала в целом, и именно это сказать в самом начале, а потом уже конкретизировать.

Рекомендация 32.

До начала ответа полезно показать преподавателю свой план изложения вопроса (положив его так, чтобы он был виден). Этим вы ориентируете преподавателя на то, как вы собираетесь раскрыть вопрос, это может исключить многие дополнительные вопросы и ускорить ваш ответ. Помните, однако, что текст или конспект ответа играет вспомогательную роль. Главное не то, что написано в вашем черновике, а то, что вы говорите. Если вы обнаружили ошибку в своём тексте или вам на неё указал преподаватель во время ответа, можете так и говорить: «Здесь я написал неправильно, а правильно будет вот так» и зачеркивать, исправляя прямо на глазах у экзаменатора.

Рекомендация 33.

Не нужно бояться дополнительных вопросов. Обычно их задают для того, чтобы вам помочь, и если не испугаться, отличить наводящий вопрос от вопроса «на засыпку» довольно легко. Вас так же могут спросить о чём-то не имеющем отношения к билету. И здесь страшного ничего нет, просто экзаменатору любопытно, что вы еще знаете, и он хочет поговорить с вами подольше. Вы можете попросить: «Позвольте пару минут подумать над вопросом». Скорее всего, вам не откажут.

Рекомендация 34.

Отвечая по билету, представьте себе, что объясняете материал доброжелательному, способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, но при этом вам обязательно нужно доказать важность раздела и заинтересовать в его освоении. В большинстве случаев экзаменатор является доброжелательным и объективным. Ну с какой стати ему желать «завалить» именно вас? Его суровый вид может объясняться наличием у него личных забот, он же живой человек.

Рекомендация 35.

Отвечая, смотрите на экзаменатора. Многие, взяв билет, тут же принимают позу зародыша и бормочут что-то утробным голосом. Этого делать нельзя: ваш ответ не услышат и не поймут. Многим людям не нравится, когда им смотрят в глаза. Смотрите чуть-чуть мимо глаз, держа выражение лица преподавателя под контролем. А если оно уж очень вас пугает, смотрите в свои записи, в листок, на котором рисуете пояснения, но не в окно. Помните, что вы беседуете с человеком, желающим вам помочь. И о позе – не разваливайтесь, но и не заковывайте себя. Нельзя суетиться, волноваться. Шелест бумаги, бегающие, беспокойные глазки, гуляющие под столом руки – всё это заставит экзаменатора внимательно присмотреться. Спокойствие, только спокойствие. Прямая спина, открытый, честный, задумчивый взгляд, беззвучно нашептываемые при подготовке цифры и формулы – всё это должно свидетельствовать о напряжённой работе мозга. При ответе никогда не показывайте своих сомнений.

Рекомендация 36.

Важно ещё, как вы одеты и причёсаны. Не вызывайте улыбки своим внешним видом. Забудьте о словечках типа « в натуре» и так далее.

Рекомендация 37.

Большинство экзаменаторов особенно ценят в ответе:

ü  умение выделять главное;

ü  самостоятельность - умение обобщать материал из разных источников, а не только из учебника, используя свои собственные примеры для иллюстрации излагаемых положений, оригинальные пути их практического использования;

ü  заинтересованность в предмете (вы не вынуждены отвечать на почему-то введённый в состав экзаменов предмет, а рады возможности поговорить на интереснейшую тему);

ü  умение применить свои знания для ответа на вопросы, лежащие в стороне от основного.

Рекомендация 38.

Постарайтесь увлечь экзаменатора своим ответом. Если вам интересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука тоже. Превратите свой ответ в спектакль, экзамен – это театральное представление, это ваш бенефис. Готовьтесь к нему, как актёр к выходу на сцену. Вас не должно быть жалко. Почувствуйте себя актёрами! У вас же главная роль, а это так здорово! Помните, что вы умные, красивые, обаятельные, и все вас любят.

Рекомендация 39.

Каждое утро, стоя перед зеркалом, говорите себе: «Какой(ая) же я умный, обаятельный(ая), как я всем нравлюсь!» Это нужно делать обязательно каждое утро в течение как минимум месяц перед экзаменом, чтобы изменить манеру поведения, чтобы привыкнуть к такому отношению к себе. И тогда вы сможете предстать хоть перед сотней экзаменаторов и ответить на любые вопросы.

 

Разделы сайта